You are viewing [info]natalies_perlen's journal

И будет трава расти, а в доме - топиться печь...
Бисер инуитов Гренландии 
20th-Feb-2012 12:25 am
turtle

Бисерные работы инуитов мне впервые попали на глаза этим летом в Швеции, в довольном неожиданном для бисерных украшений месте :). Это было в зоопарке на стенде, рассказывающем о жизни белых медведей. Там были фотографии арктических аборигенов и пару манекенов в их праздничной одежде. На манекенах были сетчатые бисерные воротники довольно внушительных размеров. Я показывала их фотографии, когда рассказывала об отпуске. Кто пропустил, можно посмотреть в этом альбоме

Позже в блогах на бисеринфо я набрела на обсуждение фотографии королевы Дании. На королеве было нечто, похожее на бисерный воротник. Народ набросал там ещё фоток королевской семьи и я с удивлением опознала на них ...
костюмы, которые я видела в шведском зоопарке. Оказалось, что на женщинах королевской семьи эти костюмы были не просто так одеты, а по случаю торжественной церемонии вручения правительству Гренландии документа о самоуправлении, историческое событие однако! Случилось это в 2009 году после почти 300 летнего управления Гренландии Данией. Так вот, в те исторические дни на королеве Дании и на её невестке были традиционные праздничные костюмы женщин инуитов.


источник
Забавно так они смотрелись : )
добавлю ещё несколько фотографий королевской семьи в костюмах инуитов


источник
рекомендую прогуляться по ссылке на источник, там есть много красивых фоток природы Гренландии, посёлки с разноцветными деревяными домиками



и там же выступление хора, сколько бисерных воротников! и все с разными узорами!

Захотелось мне для себя прояснить, кто же такие эти инуиты. Оказалось, что инуит - это просто синоним эскимоса. Термин «эскимос» был широко распространён примерно до начала 1970-х годов. Он вошел в европейские языки в шестнадцатом веке. По одной из версий слово «эскимос» («сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен, соседствовавших с инуитами. Название «эскимос» позднее распространилось на всех коренных жителей арктического побережья Гренландии, севера Канады, Аляски и восточного края Чукотки.

«Инуит» означает на их собственном языке просто “человеческие существа” или “люди”. Этот термин инуиты использовали чтобы отличать себя от других видов живых существ: животных, невидимых существ, индейцев, европейцев и т. д.

Так что «инуит» - это очень общее название. В разных регионах Арктики встречаются и другие названия коренного населения. В американском штате Аляска это инупиаты, в Гренландии (самоуправляемой территории в составе Королевства Дании) инуиты сами себя называют сейчас гренландцами. Ближайшие культурные и языковые родственники инуитов – юпиты, населяют юго-западную Аляску и восточную оконечность Чукотского полуострова.

История инуитов – очень интересная и обширная тема, но в один пост её тяжело уместить.

Так что вернёмся пока только к теме культурных традиций инуитов Гренландии. В них хотя и наблюдается сильное влияние датчан, но сохраняется традиционная охотничья и праздничная одежда.



Традиционный праздничный костюм женщин инуитов состоит из высоких сапог (Unnaat), штанов (Takisut) из кожи тюленя, и бисерного воротника-накидки (Nuilaqutit).

Желающие могут подробней ознакомится с традиционным костюмом инуитов Гренландии  например в этом блоге

Есть ещё от этого же блога альбом на пикаса 

В альбоме удобней смотреть, чем в блоге, хотя в блоге есть коментарии к фото, правда на датском. Сюда всё не тащу, так как там очень много фотографий крупного размера, отдельно показаны детали одежды, вышивка нитками, вязанное кружево, апликация из кожи, бисерные украшения.

Ещё пара альбомов того же автора
https://picasaweb.google.com/105134056381511238873/AndresDragter#
https://picasaweb.google.com/105134056381511238873/SarasKonfirmation

Там фотографии с местных праздников, много женщин в традиционной праздничной одежде.

Когда же появились в костюмах женщин инуитов большие бисерные воротники и бисерные сетчатые манжеты на рукавах?

На эту тему я пока ничего определённого в интернете не нашла, зато нашла короткий рассказ о бисерных работах инуитов в книге «Beadwork. A World Guide“. Расскажу в двух словах о том, что я там вычитала.

Бисер в Гренландии стал массово появляться в начале 18-го века с приходом туда китобойных судов и миссионеров. В западной Гренландии бисерными петлями украшали края «парки» (куртки без застёжки с капюшоном), рукава и края капюшонов. Со временем форма женской парки изменялась, капюшон становился меньше, пока вообще от него остался только широкий стоячий воротник. Парки начали шить из ткани вместо кожи, бисер стал применяться гораздо больше. По краям рукавов появились широкие бисерные сетчатые ленты. Бисерная бахрома, украшавшая раньше края капюшонов, стала нашиваться по нижнему краю воротника.

В начале 20-го века появились узкие сетчатые бисерные ленточки на краях воротников, постепенно они расширялись, пока не превратились в широкие бисерные накидки до локтя. Геометрические узоры бисерных воротников были созвучны обычно с узором кожанной апликации на сапогах.

Самые ранние бисерные воротники инуитов, которые мне удалось найти в интернете, были на фотографиях британской арктической экспедиции 1930-31 гг. Там можно видеть и широкие сетчатые бисерные воротники, и украшение из бисерной бахромы.


Архив фотографий тут

В архиве много страниц с фотографиями, но инуитов на них не так много, покажу ещё несколько снимков из британского архива





А это фото из музея в городе Какорток (Qaqortoq), тут есть варианты украшения воротника парки как узкими бисерными лентами, так и широкими бисерными накидками.

Вероятно в какой-то период времени существовали разные варианты украшения одежды бисером, но на современных фотографиях мы видим только широченные бисерные воротники-накидки, наверно они полюбились инуитам больше всего :)

Ещё несколько снимков с просторов инета









Источники всех фото сложно указать, это были в основном личные альбомы или реклама разных туристических фирм. Надеюсь, что авторы простят меня за показ некоторых их фото без ссылок.

В начале того же 20-го века инуиты стали украшать бисерной сеткой не только одежду, но и предметы быта, салфетки, сигаретницы и т.д.


источник
эта салфетка досталась автору фото в наследство от двоюродной бабушки, которая работала в Гренландии медсестрой сразу после 2-й мировой войны


источник
а эти две салфетки были куплены автором фото в 1986 в Гренландии, они стоили примерно 5 долларов за штуку, автор сожалел, что не спросил у продававшей их женщины, сколько времени занимало изготовление такой салфетки

Ну и как тут не вспомнить «дениш» дизайн. Интересно, кто был первым, «курица или яйцо»? Датчане научили инуитов плести бисерные сетки? Или сами переняли от инуитов способ украшения предметов обихода бисерной сеткой и плетение бисерных салфеток?

По крайней мере в «дениш» дизайне встречаются иногда инуитские мотивы



Эти салфетки напоминают узоры на воротниках инуитов



На этих салфетках изображены инуиты в традиционной праздничной одежде



Или вот куклы в традиционном костюме инуитов

Хочу списаться с автором блога о традиционном костюме инуитов, ссылку на который я давала в начале поста. Может быть она подкинет мне инфу по истории бисероплетения инуитов. В любом случае попытаюсь ещё время от времени гуглить на разных языках, может ещё чего-нибудь найду и сама :)
Comments 
20th-Feb-2012 02:06 am (UTC)
какой труд по плетению
но и весить эти воротники должны немало - бисер же тяжелый
20th-Feb-2012 08:18 am (UTC)
да уж, весит такая радость не меньше полкило наверно, у меня карпатский воротник до плечей, так он весит 260 г, и это он из мелкого бисера, а тут ещё и бисер крупный примерно 9/0
20th-Feb-2012 05:15 am (UTC)
Спасибо!!!
20th-Feb-2012 08:19 am (UTC)
на здоровье :)))
20th-Feb-2012 05:21 am (UTC)
Спасибо! Очень такие посты люблю :)
20th-Feb-2012 08:36 am (UTC)
пожалуйста :) сама люблю копаться в древностях, но не всегда доходят руки накопленную инфу хоть как-то изложить
20th-Feb-2012 06:06 am (UTC)
очень интересно, спасибо!!! :-)))
20th-Feb-2012 08:36 am (UTC)
пожалуйста! рада, что понравилось :)
20th-Feb-2012 06:08 am (UTC)
Наташа, какое исследование! Ваши копательные способности вызывают восхищение.
А какие воротники! Ой, а салфетки еще лучше. Такой узор жаркий. Наверное, в Гренландии окружающий мир слишком монохромный, вот они и создают яркую красоту в противовес.
... Но меня, конечно, заинтересовали "невидимые существа", которые НЕ инуиты. :)
20th-Feb-2012 08:41 am (UTC)
а домики какие у них разноцветные! весёленькие :) да, отсутствие красок в природе компенсируется яркими красками домов, одежды, украшений, а может это они северное сияние копируют... про невидимые существа тоже улыбнуло, наши люди :)))
20th-Feb-2012 09:24 am (UTC)
(наставительно) У всех есть свои невидимые существа. :)
Ох, а как хочется хоть разок увидеть живьем северное сияние!
20th-Feb-2012 07:00 am (UTC)
вот это масштаб! )
20th-Feb-2012 08:44 am (UTC)
да, не мелочаться, плести так плести, наверно времени у них много было во время длинных полярных ночей, а телевизоров не было, ну чем ещё заняться... :)
20th-Feb-2012 07:16 am (UTC)
Какая красота!!!
20th-Feb-2012 08:49 am (UTC)
да, завораживает, и буйство красок, и такое разнообразие узоров :)
20th-Feb-2012 08:49 am (UTC)
Ой как здорово!!!
А салфетки эттт как сумочки вяжутся, те, что полотном???
Рисунки обалденные просто :)
20th-Feb-2012 08:52 am (UTC)
салфетки плетутся ниткой с иголкой из центра по кругу, у меня есть мк о принципе плетения как раз таких салфеток http://natalies-perlen.livejournal.com/5244.html
20th-Feb-2012 10:18 am (UTC)
Лет 7 назад мне тоже попалось фото королевы в воротнике-была в восторге!Искала везде описание,но не находила...Спасибо за ссылки-пойду вдохновляться.
Наташа,соблазняешь меня опять салфетками-так и не сплела свою с бабочками,а хочется!
20th-Feb-2012 11:09 am (UTC)
и я про бабочек вспомнила, когда картинки к посту подбирала, у меня ещё недавно фото другой салфетки с бабочками появилось, очень симпатичная салфетка тоже, так и подмывает всё бросить и сплести всех бабочек из коллекции :) или даже такую вот накидку, интересно, за сколько месяцев можно нечто такое сплести...
21st-Feb-2012 01:06 pm (UTC)
Накидки шикарные,с манжетами,сапожками-чудо!!
20th-Feb-2012 10:20 am (UTC)
Каааак красиво, как необычно и как здорово, что ты рассказала, я о таком вижу и слышу впервые!
20th-Feb-2012 11:12 am (UTC)
я тоже только этим летом впервые такое увидела, хоть бисером давно увлекаюсь и казалось, что уже всё в инете знаю, а вот ведь бывают в природе ещё неизведанные чудеса :)
20th-Feb-2012 02:11 pm (UTC)
какое все яркое! очень интересно, а на какой нитке/леске или на чем они плетут эти воротники? ведь очень тяжелое изделие, да еще носят на себе, нитка должна быть очень прочная...
20th-Feb-2012 07:52 pm (UTC)
плетётся это вероятно на нетонкой нити, может и на двойной, в 30-ые годы прошлого века синтетических нитей ещё ведь не было, я предполагаю, что каждый ряд ячеек сетки (проход вниз и обратно вверх) плетётся отдельной нитью и крепится эта нить в тканном или кожанном основании-воротнике, так получается, что нагрузка на нить не очень большая, не нужны бисерные иглы, низать можно и без иглы, а пришивать нитку к воротнику можно обычной толстой иглой и обрыв нити в любой части украшения в таком случае легко восстанавливается, но это я так только предполагаю, а как оно там на самом деле, надо спрашивать у тех, кто это плетёт
21st-Feb-2012 09:58 am (UTC)
спасибо за пост
очень интересно!
21st-Feb-2012 05:00 pm (UTC)
пожалуйста, как ни странно в бисерной литературе ничего об инуитах нет, кроме как пару строчек в бисерной энциклопедии, или мне не попадалось, хотя об уичоле или сарагуро иногда пишут то тут, то там
21st-Feb-2012 10:34 am (UTC)
простите за дурацкий вопрос) у как же вязальщицы рисунок разрабатывали, у них письменность есть или всё в голове держат?
21st-Feb-2012 06:56 pm (UTC)
это не вязание, это плетение иголкой с ниткой, на фото начала века мы видим бисерные воротники с простым геометрическим орнаментом, такой узор можно было и в голове держать, а нынешние многоцветные наверняка по предварительным эскизам плетутся, эскиз на бумаге рисуется

я например могу схему для довольно широкой бисерной сетки на бумаге в клетку по диагонали листа очень быстро и легко разметить, даже без специальных шаблонов

инуиты уже относительно давно ведут оседлый образ жизни, живут в посёлках в деревяных домах, а не в землянках и иглу, у них есть письменность, школы, газеты и прочие "блага" цивилизации
29th-Mar-2012 07:18 pm (UTC)
Воротники шикарные, спасибо за информацию, очень познавательно!
29th-Mar-2012 09:04 pm (UTC)
пожалуйста :)
This page was loaded May 27th 2012, 3:57 am GMT.